Название для проекта «Работа никогда не завершается» — перефразированный заголовок произведения художницы Элизы Беннетт «Работа женщины никогда не завершается». Применяя технику вышивки, она бросает вызов представлению о том, что «женский труд» легкий, и показывает его последствия. Ручное ковроткачество, вне зависимости от того, занимается им женщина или мужчина, — это долгий, сложный и трудоемкий процесс. Создавая ковры один за другим, они ткут свой «ковер жизни». Поколения ткачей сменяются, но их труд остается неизменным, а работа над ним никогда не завершается. Множество смыслов, стоящих за идеей ковра и процессом его создания, легло в основу проекта.
Тема «Новая грамотность» отсылает к проблеме границ труда и отдыха в сегодняшнем технологизированном мире. Для «ударников» креативного труда эти границы размываются. Как ткачи меряли свое время сделанными коврами, так они меряют время проектами. По окончании одного начинается производство следующего; а необходимость представлять проект через образ себя в социальном и сетевом пространстве сводит на нет границу между частным и публичным, работой и отдыхом. Поэтому для сегодняшнего дня так актуальна метафора работы, которая никогда не завершается.
В различных мифологиях сюжеты, связанные с нитями и прядением, занимают особое место. Все богини Судьбы и Времени — прядильщицы и ткачихи. В древнегреческой мифологии это мойры, среди которых Клото — та, что пряла нить человеческой жизни. В римской им соответствуют парки, при рождении ребенка определявшие его судьбу в виде нити, которую они тянули, отмеряли и отрезали. В этом же ряду стоят мифы о спасительной нити Ариадны, вечно ткущей Арахне, распускающей и ткущей вновь саван Пенелопе. Время для них останавливается и работа никогда не завершается.
Ковер на протяжении веков является неотъемлемой частью жизни человека. Для многих стран — это целый пласт истории, традиций и культуры. В разное время его предназначение менялось, но в основном он служил для украшения и утепления помещений. Постепенно он стал предметом искусства и роскоши. Для советских семей непременным ритуалом было фото на фоне ковра, который до сих пор ассоциируется с объектом интерьера советского прошлого. Ковер на стене как знак ушедшей эпохи оставляет после себя пустое место, но его образ отпечатывается в памяти.
Яркий, самобытный тюменский ковер легко узнаваем: на черном фоне располагается яркий цветочный орнамент, отсылая к мотивам земного и райского сада. Тюменский ковер стал отправной точкой выставочного проекта, основой, в которую вплетаются разные уровни смыслов, разрабатываемые в произведениях современных художников. Экспозиция выставки строится по принципу классического орнаментального ковра с выраженной центральной частью и представляет собой лабиринт, сходящийся к черному кубу в центре, в котором бабушка-перформер своим «Вязанием на спицах и крючком множества Мандельброта» (проект творческого объединения «Куда бегут собаки») определяет границу пустоты, каждый раз ее увеличивая. Разделы выставки — Деконструкция традиции, Архетипы места, Ритуал, Процесс/время, Труд — не имеют четких границ, перетекая из одного экспозиционного пространства в другое. Видеоинсталляции представлены по краям лабиринта и замыкают все пространство в единую композицию.
Ткачество и ковер выступают универсальным символом традиции, которую современные художники стремятся переосмыслить или деконструировать — либо на уровне формы, либо на символическом уровне, где заложены архетипы места. Ткань выступает хранителем памяти — личной, семейной: ее художники проявляют в своих работах. С помощью ковра измеряются границы между личным и общественным пространством, которые художники ставят под сомнение и пытаются сдвинуть.
Для некоторых рукоделие — своего рода медитация, где важнее сам процесс, нежели результат. Ритуал повторения и протяженное время создания произведения открывают самому автору временные границы, которые измеряются процессом его труда. Зачастую рукоделие оказывается универсальным инструментом для визуализации времени и протяженного процесса. Но храня информацию об универсальной традиции, ковер одновременно универсализирует и анонимизирует автора.
Время измеряется ритуалами, которые совершает каждый из нас. Выставка предлагает разные углы зрения на скорость его течения, способы взаимодействия с ним и пути сопротивления забвению.
Куратор: Светлана Усольцева
Участники: Фаиг Ахмед (Азербайджан), Таня Ахметгалиева (Россия), Элиза Беннетт (Великобритания), Анастасия Богомолова (Россия), Алиса Горшенина (Россия), Микеле Джангранде (Италия), творческое объединение «Куда бегут собаки» (Россия), Ирина Корина (Россия), Варвара Кузьмина (Россия), Владимир Логутов (Россия), Женя Мачнева (Россия), Александра Митлянская (Россия), Роман Мокров (Россия), творческое объединение «Наденька» (Россия), Тимур Новиков (Россия), Мурат Палта (Турция), группа Провмыза (Россия), Тимофей Радя (Россия), Фарид Расулов (Азербайджан), Вероника Рудьева-Рязанцева (Россия), Светлана Спирина (Россия), Ольга Субботина и Михаил Павлюкевич (Россия), Леонид Тишков (Россия), Алексей Трегубов (Россия), Фархад Фарзалиев (Азербайджан), Дмитрий Цветков (Россия)
При поддержке: Правительство Тюменской области
Соорганизатор: Тюменское музейно-просветительское объединение
Генеральный партнер: Сибур
Партнеры: Sparta Curators Collective, YAY Gallery, XL Gallery, X-IST Gallery, Double Tree by Hilton Тюмень
Архитектор: Михаил Лейкин
Ассистент куратора: Дмитрий Рябков
Координаторы: Павел Сидоров, Кирилл Груздов
PR-координаторы: Тина Гарник, Антон Николаев
Дизайнер: Ирина Коротич
Фотографии экспозиции
Экспозиция выставки. Фото Даниил Савиных
Экспозиция выставки. Фото Даниил Савиных
Экспозиция выставки. Фото Даниил Савиных
Экспозиция выставки. Фото Анна Марченкова
Ирина Корина. Из серии «Временные явления». 2016
Инсталляция: бумага, акрил, оргстекло, металл
Работа предоставлена галерей XL, Москва
Фото Анна Марченкова
Экспозиция выставки. Фото Анна Марченкова
Ольга Субботина, Михаил Павлюкевич. Серия «Медведь на продажу». 2016
Ткань, аппликация
Работа предоставлена художниками
Фото Даниил Савиных
Экспозиция выставки. Фото Анна Марченкова
Тимофей Радя. Улучшения на районе. 2012
Серия фотографий
Работы предоставлены художником
Фото Анна Марченкова
Фархад Фарзалиев. ДЖЕХИЗ. 2017
Ткань, вышивка, 135 × 135 см
Работы предоставлены художником
Фото Даниил Савиных
Экспозиция выставки. Фото Даниил Савиных
Анастасия Богомолова. Landscape. 2016
Инсталляция: фотографии, объекты.
Работа предоставлена художником
Фото Даниил Савиных
Творческое объединение «Наденька». С праздником! Всех прав! 2016
Уличная инсталляция, посвященная 8 Марта
Текстиль, ручная вышивка
Работа предоставлена художницами
Фото Анна Марченкова
Экспозиция выставки. Фото Даниил Савиных
Элиза Беннетт. Работа женщины никогда не завершается. 2012
Инсталляция: фото, видео, 08´16˝
Работа предоставлена художником
Фото Анна Марченкова
Роман Мокров. Фото на фоне ковра.2007–2013
Серия фотографий
Работа предоставлена художником
Фото Анна Марченкова
Экспозиция выставки. Фото Даниил Савиных
Алиса Горшенина. Мы с тобой одной крови. 2017
Инсталляция: текстиль
Работа предоставлена художницей
Фото Даниил Савиных
Варвара Кузьмина. Erase and Rewind. 2017
Инсталляция: фотографии
Работа предоставлена художником
Фото Даниил Савиных
Ольга Субботина, Михаил Павлюкевич. Серия «Медведь на продажу». 2016
Ткань, аппликация
Работа предоставлена художниками
Фото Даниил Савиных
Экспозиция выставки. Фото Анна Марченкова
Женя Мачнева. Маршрут. 2013
Шпалера, 65 × 650 см
Работа предоставлена художником
Фото Анна Марченкова
Экспозиция выставки. Фото Даниил Савиных
Светлана Спирина. We, Who Never Arrive. 2015
Видеодокументация перформанса, 8´16˝
Работа предоставлена художником
Фото Анна Марченкова
Экспозиция выставки. Фото Алексей Харламов
Мурат Палта. Последняя битва. 2016
Печать на художественной бумаге, 100 × 60 см
Работа предоставлена галереей x-ist, Стамбул
Фото Анна Марченкова
Экспозиция выставки. Фото Даниил Савиных
Творческое объединение «Куда бегут собаки». Вязание на спицах и крючком множества Мандельброта. 2006 — наст. вр.
Перформанс, инсталляция
Работа предоставлена художниками
Фото Даниил Савиных
Леонид Тишков. Вязаник. 2002
Инсталляция: ткань, видео, летрасет
Работа предоставлена художником
Фото Анна Марченкова
Фарид Расулов. Хрупкое 1. 2015
Объект, 140 × 100 × 30 см
Работа предоставлена галереей YAY, Баку
Фото Даниил Савиных
Экспозиция выставки. Фото Анна Марченкова
Микеле Джангранде. Каракули. 2015.
Ковер, шелк, 70 × 150 cм, 100 × 150 см
Работа предоставлена Sparta Curators Collective, Санкт-Петербург
Фото Анна Марченкова
Тимур Новиков. Счастье в садах. 1993–1994
Атлас, печать, 214 × 168 см, 218,5 × 170 см
Работы предоставлены семьей художника
Фото Анна Марченкова
Экспозиция выставки. Фото Даниил Савиных
Фаиг Ахмед. Без названия. 2014
Шерстяной ковер ручной работы, 150 × 240 см
Работа предоставлена галереей YAY, Баку
Фото Анна Марченкова
Экспозиция выставки. Фото Даниил Савиных
Дмитрий Цветков. Плоды. 2010–2015
Объекты, шелк, шерсть, бархат, брабантское кружево, гранаты
Работа предоставлена художником
Фото Даниил Савиных
Экспозиция выставки. Фото Даниил Савиных
Владимир Логутов. Конец индустриальной эпохи. 2012
Видео, 03´50˝
Работа предоставлена художником
Фото Даниил Савиных
Татьяна Ахметгалиева. Клото. 2010
Инсталляция: текстиль, вышивка, нитки
Работа предоставлена художником
Фото Анна Марченкова
Александра Митлянская. FACE BOOK. 2017
Видеоинсталляция
Работа предоставлена художником
Леонид Тишков. Безымянная. 2017
Инсталляция: тюменский ковер, найденная одежда, дерево
Фото Анна Марченкова
Провмыза. Вечность. 2011. Видеоинсталляция, 35´
Перформер: Вероника Старостина. Поддержка: OpenSpace project, Nokia. Производство: provmyza13
Работа предоставлена художниками
Фото Анна Марченкова
Провмыза. Вечность. 2011. Видеоинсталляция, 35´
Перформер: Вероника Старостина. Поддержка: OpenSpace project, Nokia. Производство: provmyza13
Работа предоставлена художниками
Алексей Трегубов. Скрип. 2017
Интерактивная инсталляция, 3 × 4 м
Работа предоставлена художником
Фото Анна Марченкова
Алексей Трегубов. Скрип. 2017
Интерактивная инсталляция, 3 × 4 м
Работа предоставлена художником
Фото Анна Марченкова
Вероника Рудьева-Рязанцева. Не здесь и не сейчас. 2017
Видео, 05´26˝. Создано при поддержке Cyland
Работа предоставлена художником
Фото Даниил Савиных
Вероника Рудьева-Рязанцева. Не здесь и не сейчас. 2017
Видео, 05´26˝. Создано при поддержке Cyland
Работа предоставлена художником