Форум «Культура как предприятие»
23 и 24 октября в Екатеринбурге на площадке БЦ «Президент» (ул. Бориса Ельцина, 1) пройдёт международный форум «Культура как предприятие», устраиваемый в рамках 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства при поддержке фонда В.Потанина. В нем примут участие экономисты, специалисты по городскому планированию, руководители музеев и центров современного искусства, руководители отделов социальной ответственности крупных компаний; география участия охватывает Ярославль, Уфу, Самару, Казань, Эдинбург, Лодзь, Вену, Лондон и Екатеринбург.
В фокусе — создание, финансирование и поддержка культурных проектов, реализуемых в крупных региональных городах: как они выживают, защищают своё право на существование и создают сообщества вокруг себя. Программа и регистрация — на сайте: http://forum.uralbiennale.ru
Работу форума предваряют специальные публичные события, в лекционном зале Приборостроительного завода (ул. Горького, 17).
20 октября (пятница), 19:00
Специальный проект «Старое и новое: эксперименты», организованный арт-агентством The July 16h и архитектурным бюро SVESMI при поддержка посольства Королевства Нидерландов. Он складывается из 2 частей:
1. Лекция «Новое-старое-новое» Анастасии Смирновой и Александра Свердлова, архитекторов голландского бюро SVESMI. Лекция посвящена новым моделям коллективного проживания в существующих городских средах. Обращаясь к своей практике, архитекторы расскажут про отели, тайм-шэры, тематические коммуны, — и то, чем экспериментальные формы совместного проживания в существующей застройке полезны городу, жителям и инвесторам.
2. Дискуссия с Хольгером де Катом, специалистом по техической реставрации зданий, Александром Свердловым, Виктором Ананьевым (Атомстройкомплекс) и Геннадием Черных (PRINZIP). Они обсудят практические моменты работы с наследием, возникающие в подобных проектах по всему миру. Модератор — Алиса Прудникова, комиссар Уральской индустриальной биеннале современного искусства.
Вход бесплатный по регистрации: https://nccaural.timepad.ru/event/596249/
22 октября (воскресенье), 19:00
Энди Прэтт, социолог, профессор культурной экономики Городского университета Лондона, прочитает лекцию на тему «Культурная экономика: прекарное будущее»? Как говорит Энди, «лекция будет посвящена природе и устройству культурной экономики, мыслимой как «экономика культурных проектов» и как «экономическая наука, принимающая во внимание культурные модели», — а также вызовам и решениям, принимаемым в этих сферах. Особое внимание уделим общему тренду, проявляющемуся во множестве стран: нарастающей прекарности креативных профессионалов, всё чаще оказывающихся в межпроектном зазоре, питаемых неуверенностью в своем карьерном росте. Я объясню причины, приводящие к такой ситуации на рынке труда, и предложу возможные решения».
Лекция и обсуждение проходят на английском с синхронным переводом, вход свободный по предварительной регистрации: https://nccaural.timepad.ru/event/594652/
Познакомьтесь со спикерами форума и темами их выступлений 23-24 октября в конгресс-холле БЦ «Президент» (ул. Бориса Ельцина 1):
Энди Прэтт (Лондон) — профессор культурной экономики Городского университета Лондона, редкий эксперт, исследовавший «эффект Бильбао» и рекомендовавший не ориентироваться на него. Автор пилотного «культурного аудита» Лондона, первой попытки описать все активы Лондона, от музеев до подпольных звукозаписывающих лейблов, и простроить механизмы поддержки культуры. 23 октября в 15:30 он выступит с докладом, посвящённым культурному аудиту Лондона, на секции «Культурный аудит города».
Он считает, что о культурной экономике необходимо говорить, потому что это «инструмент, позволяющий отказаться от плоских потребительских моделей, с которыми работают специалисты по городскому брендингу. Брендинг навязывает потребительскую логику и рыночные KPI, в отличие от культурного аудита, позволяющего описать материальные и нематериальные активы, образующие сложную, многомерную культурную среду. Наши исследования — первый шаг к описанию и созданию культурной экосистемы, увидев которую, городские стейкхолдеры могут принимать решения совместно с теми, кто образует эту экосистему».
Люси Петрова-Трефферс (Голландия) — экономист, специалист по культурному управлению. Она создала CREARE — школу для экономистов, заинтересованных в экономике культурного сектора. Один из последних кейсов Люси — оценка экономической и ценностной значимости фестиваля Rotterdam Unlimited, в течение 7 лет собирающего большую публику со всей Голландии. 23 октября в 13:30 она расскажет про кейс на секции «Как глобальные и локальные события влияют на благосостояние города».
В её фокусе — «побочные эффекты» культурных проектов, которые мы привычно оцениваем в логике убытков и доходов. Люси говорит, что «обычно понятие «побочных эффектов» культурной и творческой индустрий связано с появлением экономических выгод, как то: вклад в ВВП, рост продаж и занятости. Тем не менее, недавний анализ побочных эффектов этих индустрий (начиная от театра и заканчивая компьютерными играми) позволяет учитывать их социальный и культурный вклад в качество жизни, интеграцию и сплоченность сообществ. Оценкой и описанием этого вклада и занимается культурная экономика».
Лукаш Панцевич (Польша) — урбанист, архитектор, специалист по планированию, член общества ISOCARP, главный архитектор-планировщик города Лодзь. Область его экспертизы — развитие и рефункционализация индустриальных пространств. На форуме эксперт расскажет про польский опыт редевелопмента индустриальных площадей в центре города.
Он особенно отмечает, что «постиндустриальное развитие чаще всего оценивают через призму развития собственности и извлечения прибыли; в то же время, обсуждение постиндустриальных проектов, занимающих промышленные пространства, — стратегически важно. Можно ли расценивать высвобождающиеся площади как новый городской фронтир, осваивать который берутся не только девелоперы, но и граждане? Или — вовсе — говорить об упадке индустрий на самом деле рано?».
Ксавье Декто (Франция) — искусствовед и музейный хранитель, куратор отдела архитектуры и дизайна Национальных музеев Шотландии, экс- директор художественного музея «Лувр-Ланс». 24 октября в 12:15 Ксавье расскажет о том, как создать музей и общественный центр в малом городе, сохранив идентичность оригинального бренда.
Он отмечает, что ««людям нравится думать о том, чтобы сделать что- то новое, но не так уж нравится это новое делать. Это касается не столько музеев, сколько человеческого рода. Более того, наша культура — культура успеха — предписывает тебе повторение удачных решений из раза в раз, блокируя самую возможность экспериментов. Последними мы и занимались в Лувр-Ланс, потому что мы полагались на свою креативность и на свою включенность в экспертную сеть. Без этих двух составляющих сложно содавать новые музейные программы, и об этом — хотелось бы поговорить».
Барбара Холуб (Вена) — художник, архитектор и урбанист, сооснователь бюро transparadiso. Она преподаёт в Венском университете прикладных искусств, Институте Искусств и Дизайна, а также в Венском технологическом университете; Барбара видит своей целью «возвращение права на решение жителям города» и разрабатывает методологии, лежащие на пересечении современного искусства и архитектурного планирования, которым посвятила книгу Planning Unplanned. 24 октября в 10:00 на секции «Стратегии развития социокультурных проектов в нестоличных городах» она расскажет об опыте работы с неустойчивыми сообществами.
Зарегистрируйтесь и получите проект программы
Справка об организаторах:
Форум организован в рамках 4-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства - крупнейшего из региональных международных художественных проектов, запущенных на территории России.
Познакомьтесь с проектами биеннале
Форум реализуется победителем отбора на выделение специальных грантов по благотворительной программе «Музейный десант» фонда В. Потанина, поддерживающего реализацию масштабных программ в сфере образования и культуры.
Узнайте больше о деятельности Фонда Потанина
Проект «Старое и новое: эксперименты» реализуют:
The July 16 - арт-агентство, основанное в 2009 году, работает в области современного искусства в нескольких направлениях: креативный девелопмент, музейный маркетинг, организация и продюсирование паблик-арт проектов, курирование сайт-специфик программ и выставок, менеджмент современных художников, продюсирование/создание интерактивных приложений для мобильных устройств на iОS платформе. The July 16 находится в непрерывном поиске нестандартных путей экспонирования и представления искусства зрителю. С помощью своих проектов, агентство стремится провести мосты между разными странами мира,занимая нишу культурного обмена в международном контексте.
Подробнее о проектах агентства
SVESMI Holding BV (Москва-Роттердам) - первая российско-голландская компания с уникальным опытом создания комплексных проектов в области архитектурно-градостроительного проектирования. Основана в 2007 году архитектором Александром Свердловым и дизайнером/исследователем Анастасией Смирновой.
Экспертиза компании охватывает архитектурные проекты разного масштаба, городское планирование, ландшафтный дизайн, проектирование индивидуальных элементов и мебели.
Команда SVESMI работает с культурными институциями - музеями, библиотеками, домами культуры, - проектирует экспериментальное жилье в городе и за его пределами, разрабатывает образовательные и культурные мероприятия, а также осуществляет мультидисциплинарные предпроектные исследования.
Особое внимание SVESMI уделяет работе с существующей застройкой: и с историческим наследием, и со зданиями, которые большой культурной ценности не представляют, однако имеют потенциал для реновации. Основатели SVESMI в числе первых стали заниматься вопросами дальнейшего развития советских микрорайонов и предложили схемы их адаптации к новым условиям, при этом работая с такими важными архитектурными памятниками, как Главный Штаб в Петербурге и Дом Стуловых в Москве. Проекты SVESMI отмечены многочисленными международными премиями и неоднократно выставлялись на различных мировых выставках в Роттердаме, Берлине, Бордо, Нью Йорке, Гонконге, Шэньчжэне и Москве.
Основатели SVESMI также хорошо известны своей образовательной деятельностью. Они читают лекции, разрабатывают программы, участвуют в конкурсах и мероприятиях в качестве членов жюри в таких европейских школах и университетах, как TU Delft, AHO, Sheffield Architectural School, ETH Zurich, Darmstad University, Rotterdamse Academie voor Bouwkunst и Институт медиа, архитектуры и дизайна “Стрелка”.
При поддержке посольства Королевства Нидерландов