В 1970-х годах институционально оформилось разделение советской литературы на подцензурную и неподцензурную, ставшее промежуточным итогом существования неофициальных литературно-художественных объединений послевоенного времени (Арефьевский круг в Ленинграде с 1940-х гг., Лианозовская группа в Москве с начала 1950-х гг.). В рамках лекции будет рассмотрено взаимовлияние и перетекание советской литературы в постсоветскую, а затем в новейшую литературную действительность, разворачивающуюся в наши дни.
На примере литературно-критического альманаха [Транслит], издающегося в Санкт- Петербурге с 2005 года, будет показана логика жизнедеятельности сообщества авторов, сложившегося за годы существования журнала, а также направленность поэтики и теоретических поисков авторов в сторону осмысления новой природы человека. В качестве отправных точек будут использованы теоретические источники: отрывки из работы «Несогласие» философа Жака Рансьера, а также эссе испанского классика эстетической мысли Хосе Ортеги-и- Гассета «Дегуманизация искусства».
Лектор – Ян Выговский, поэт, критик, публиковался в различных изданиях, в то числе в литературно-критическом альманахе [Транслит], редактор рубрики «Непрозрачные смыслы» в художественно-аналитическом журнале «Дискурс».